Всё чаще и чаще мужчины и женщины решают жить как муж и жена, не регистрируя при этом официально свой брак. В этой брошюре мы попытаемся ответить на некоторые вопросы, которые обычно задают по поводу такого сожительства.
Что такое супружество?
Слово Божье учит нас, что супружество – это союз между одним мужчиной и одной женщиной, мужем и женой, в который они вступают на всю жизнь, при этом возможность вступления в подобные отношения с кем-либо еще для них исключается. Супружество – часть замысла Творца. Мы читаем в Слове Божьем, в Библии: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24; см. также Мф. 19:5-6; Еф. 5:31).
В другом месте мы читаем: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). Также сказано: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4). Супружество – настолько драгоценное благословение, что Бог вдохновляет Апостола Павла описать взаимоотношения между Христом и Церковью, Его невестой, как брачные взаимоотношения (Еф. 5:22-33).
Почему это неправильно, когда пара живет вместе, не заключая брака?
Попросту говоря, люди, которые живут вместе как муж и жена, не будучи при этом женаты, грешат. В Слове Божьем ясно написано: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:17-19). Наш Господь Иисус Христос однажды помог женщине, жившей с мужчиной, который не был ей мужем, осознать, что она поступает неверно (Ин. 4:16-18). Лютеране верят, что Шестая Заповедь, «Не прелюбодействуй», означает: «Мы должны Бога бояться и любить, дабы нам жить целомудренно и беспорочно в словах и делах и дабы супруги любили и почитали друг друга» (Краткий Катехизис). Всё это – лишь разные способы заявить об очевидном: мужчина и женщина не могут жить вместе как муж и жена, пока они на самом деле не станут мужем и женой. Это одинаково справедливо как для 18-летних, так и для 80-летних.
Почему Церковь должно беспокоить то, чем двое взрослых людей занимаются по обоюдному согласию?
Церковь беспокоится об этом, потому что Бог обеспокоен. Слово Божье совершенно явно осуждает половую жизнь вне брака. Прочитайте следующие высказывания: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3). «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство… Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).
Почему сожительство – такая серьезная проблема?
Потому что Слово Божье ясно показывает, что пара грешит, сожительствуя, не заключив брака. Люди, упорствующие в поведении, которое Бог запретил и осудил как грех, движутся по направлению к вечной погибели. Слово Божье прямо говорит: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евр. 10:26). Опять же, мы читаем: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога… Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:3-7). А не будет ли это со стороны Церкви осуждением? Церковь должна провозглашать истину Слова Божьего. На пасторах лежит обязанность от имени Христа и от имени народа Божьего честно поговорить с сожительствующими людьми, возвестить им Слово Божье – как Закон, так и Евангелие. Пастору и общине нелегко общаться с парами, сожительствующими вне брака. Необходимо подойти к этой ситуации честно, отнестись к людям с пасторской заботой. Сожители и их родители будут испытывать искушение сказать: «Ну и что? Все так поступают. Да и времена сейчас другие». Провозглашая в данной ситуации Слово Божье, Церковь не осуждает людей, но лишь честно исполняет свой долг.
Разве люди не должны поверить, совместимы ли они?
Исследования светских ученых показывают, что в результате сожительства без заключения брака формируются отношения, которые, по сравнению с супружескими отношениями, неполноценны и менее стабильны. Более того, для сожительствующих пар выше риск развестись после того, как они все-таки поженятся. Сожительство – плохая идея, даже чисто с человеческой точки зрения. В одном исследовании говорится: «Процент разводов между людьми, которые жили вместе до свадьбы, существенно выше, чем между людьми, не сожительствовавшими до свадьбы. Разница может достигать 50 и даже 100 процентов» («Взаимосвязь между сожительством и разводом», 1992 г., раздел «Демография»). Ученые из Йельского и Колумбийского Университетов обнаружили, что «уровень разводов среди женщин, живших до брака со своим будущим супругом, в среднем, на 80 процентов выше, чем среди тех, кто так не поступал» («Обязательства и союз нового типа», 1988 г., «Американское социологическое обозрение»).
Как Церковь должна поступать в подобных ситуациях?
Прихожане и пасторы должны сообщить парам, живущим вместе без заключения брака, что сожительствующие грешат, поступая так. Подобные беседы должны проходить в духе любви, но, если мы хотим сохранить верность Слову Божьему, они обязательно должны иметь место. Сложившуюся ситуацию нельзя игнорировать, нельзя смотреть на нее сквозь пальцы. Возможно, имеет смысл подвергнуть неженатых сожительствующих людей церковному наказанию, чтобы они осознали серьезность ситуации. Подобная реакция может обидеть людей. Они могут разозлиться на Церковь и на пасторов. Иногда целые семьи испытывают негативные эмоции, когда ситуация, которую они игнорировали, всплывает наружу. Слово Божье способно выявить любые проблемы и продемонстрировать нам нашу греховность. Это задача Закона Божьего – показывать нам наши грехи. У Церкви нет цели обидеть людей. Также нельзя сказать, что единственное желание Церкви – заставить людей осознать их грехи. Церковь хочет, чтобы люди увидели свои грехи, для того, чтобы они смогли узреть своего Спасителя. Величайшая задача Церкви – возвещать Евангелие. А Закон Божий Церковь провозглашает для того, чтобы люди смогли затем услышать Благую весть и поверить, что «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Церковь хочет, чтобы люди слышали Евангелие и верили в него, ведь только Евангелие обладает силой менять жизнь и поведение людей в лучшую сторону.
Как могут сожительствующие люди исправить сложившуюся ситуацию?
Людям, живущим вместе без заключения брака, необходимо предпринять конкретные шаги, чтобы покончить с этой ситуацией. Они могут решить расстаться, не планирую в дальнейшем пожениться. Они могут решить расстаться до свадьбы – надеемся, скорой. Важно, чтобы покончившие с сожительством люди взяли на себя обязательство посещать консультации по вопросам семьи и брака до свадьбы и, возможно, даже после свадьбы. Некоторые пары могут решить, что они хотят просто расписаться в ЗАГСе. С точки зрения Церкви такой брак будет абсолютно полноценным. Людей, выбравших такой путь, стоит побуждать к тому, чтобы они публично оповестили общину о заключении брака. Но вне зависимости от того, каким будет решение пары, ей потребуется помощь пастора. Как вообще покончить с подобными проблемами? Мы можем наметить несколько путей решения. Христианским семьям необходимо разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Для начала, родители должны говорить со своими детьми о том, каковы ожидании Бога в отношении супружества. Пасторы и члены общины должны захотеть терпеливо и в духе любви работать с парами, попавшими в сети греха. Христиане должны молиться о том, чтобы Дух Святой действовал в сердцах и жизнях сожительствующих вне брака людей, чтобы Дух Святой преодолел их невосприимчивость к Слову Божьему. Христианская община не должна игнорировать проблемы, но должна решать их, сохраняя верность Слову. В приходе нужно говорить на эти темы. Люди, осознавшие свой грех, должны услышать утешительные слова обетования Божьего: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Если мужчина и женщина решать пожениться, они должны вступить в брак с радостной уверенностью, что Бог прощает их и благословляет их брак.
Д-р А. Л. Барри, Президент Лютеранскй Церкви – Миссурийского Синода в 1992-2001 гг.
Брошюра из серии «Что можно сказать по поводу…»
перевод Дарьи Шкурлятьевой.
Источник: http://delku.org.ua