С 18 по 25 января состоится международная Неделя молитвы о единстве христиан. Накануне мы спросили у экспертов и священнослужителей из стран бывшего Советского Союза: каково отношение к проблеме единства христиан в их конфессии и регионе в целом? Возможно ли сегодня единство при таких огромных богословских, литургических и культурных различиях между церковными общинами? Это вопрос портала Baznica.Info отвечают эксперты
Пастор Денис Подорожный
«Дом на Скале»
К сожалению, в церковной среде часто существует опасение, что межконфессиональные отношения обязательно приводят к компромиссу против совести, доктринальной нездравости и отступничеству, а братскую любовь следует проявлять только в отношении тех, кто мыслит таким же образом.
Но это не так! Согласно Писанию, единство Тела Христова — одно из важных условий, чтобы окружающие нас люди, были открыты для Бога и Его Слова. Единство не подразумевает схожесть, любовь — согласие во всем, а общение – необходимость подчиниться взглядам другого.
Я верю, что даже при наличии богословских и литургических расхождений, христиане все равно могут иметь добрые отношения, построенные на взаимоуважении, общности библейских догм и христианской морали. Представляя собой различные движения, деноминации и конфессии христианства, мы призваны любить тех, кто также исповедует Иисуса Христа, как Господа, и стремится угодить Ему, хотя при этом несколько иначе понимает Писание во второстепенных вопросах.
Во всех местах, где служители церквей начинали молиться о единстве, рано или поздно преодолевался барьер подозрительности, и приходило уважение и любовь друг ко другу. Хорошо об этом говорил Эдвин Луис Коул: «Мы становимся ближе к Тому, Кому молимся; к тем, вместе с кем молимся, и с теми, о ком молимся». Возможно, так оно и есть!
Священник Александр Шрамко
Свято-Михайловский православный приход, Минск
Теоретический взгляд на единство христиан в Православии сводится к мысли о ненормальности множества ветвей христианства, что все это последствия не исторических недоразумений, а отступлений от догматической истины. Поэтому стратегическая цель межконфессионального общения для православных — свидетельство об истинном исповедании христианской веры.
Но православная церковь, как известно, состоит из полутора десятков независимых поместных церквей, каждая из которых имеет свою тактическую позицию по определенным вопросам. Так что для православных большой проблемой является не только единство христиан, но и единство православных.
Нет единства и в тактике межконфессионального общения. Некоторые из поместных церквей активно участвуют в работе Всемирного Совета Церквей и даже допускают совместную с инославными молитву — правда, в ограниченном виде, вне литургического общения. Другие, как, например, грузинская и болгарская, вовсе вышли из ВСЦ. Кроме того, почти при каждой поместной церкви существуют отделившиеся от «официальной» церкви антиэкуменические группы или же даже целые юрисдикции. Русская Православная Церковь занимает позицию где-то посередине, допуская довольно обширные межконфессиональные контакты, но без официально декларируемого молитвенного общения. На практике же это оборачивается тем, что иногда молитвенное общение допускается, но эти факты, как правило, во избежание скандала, старательно замалчиваются. Так, например, в новостной ленте официальных церковных СМИ мы не найдем сообщений о совместной молитве в Неделю молитвы о единстве христиан, хотя ежегодно в минском католическом кафедральном соборе в соответствующей молитве принимает участие представитель и Белорусской Православной Церкви.
Вообще межконфессиональная ситуация в Беларуси сильно усложнилась с принятием в 2002 г. нового Закона о свободе совести, который узаконил неравный статус конфессий в зависимости от их исторического и культурного влияния. Наибольшие преференции декларируются для православной церкви, за ней католической, а затем уже лютеранской церкви, иудаизму и исламу. Лютеранская церковь очень малочисленна и роль ее мизерна, поэтому все протестантские деноминации в более приниженном статусе перед государством. Естественно, это повлияло и на межконфессиональные контакты. Белорусская Православная Церковь поддерживает достаточно тесные контакты только с католической церковью, а также с лютерантской церковью Германии. Тенденция эта усилилась в последние годы после того, как правящий режим значительно благосклоннее стал относится к католикам, идет даже речь о возможности конкордата и визите Папы Римского в Беларусь. Среди форм межконфессионального общения, в которых принимают участие и протестанты сколько-нибудь действующим остается Круглый стол межцерковной помощи, занимающийся координацией средств, поступающих для поддержания христианских церквей из-за рубежа.
Возможно ли в принципе единство христиан? Разумеется, о догматическом единстве даже нет смысла говорить. Поэтому и совместные молитвы со стороны православной церкви выглядят скорее как тактический ход и некая демонстрация лояльности в перспективе внебогослужебного сотрудничества. Христиане всех конфессий могут реализовывать совместные социальные проекты, а также вырабатывать единую христианскую позицию по нравственным и социальным вопросам, свидетельствуя о христианской истине в обществе и оказывая влияние на нравственный климат в нем.
Епископ Константин Андреев
Евангелическо-лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания в России
Межконфессиональная молитва о единстве христиан находит отражение и в лютеранском богословии и литургии. Лютеране, как и многие другие христиане, молятся о единстве церкви, исповедуют единство в символе веры и активно стремятся к его осуществлению. Долгое время Лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания (России) проводит совместные служения хвалы и поклонения для лютеран, пятидесятников, харизматов, католиков и православных — всех христиан единой христианской семьи. Вопреки всем скептическим замечаниям о разнице в богословии, лютеране верят, что мы поклоняемся одному и тому же Христу, а не разным Христам, как думают некоторые экуменофобы.
Следуя богословию Слова Божьего и теологии Апостола Павла мы стремимся идти навстречу друг другу в поклонении и прославлении Бога, единого в трех лицах. Принимая даже немощного в вере, мы смиряемся и стараемся служить друг другу тем даром, какой кто имеет.
Лютеране не чужды и совместного не только поклонения, но и Причащения Тела и Крови Христа! Лютеране церкви Аугсбургского исповедания придерживаются богословия открытого Причастия и стремятся следовать словам Иисуса, говорящего о Вечере — сие есть Кровь за всех изливаемая, придите и ешьте, придите и пейте. Единственными условиями для достойного (а не в осуждение) принятия Причастия служат наличие веры в то, что каждый принимает истинные тело и кровь Христа, а не символы (следуя библейскому толкованию Писания). Также важным условием, помимо веры, должно быть наличие факта водного крещения у приступающего к Святому Причастию — Евхаристии (Тайной вечере Благодарения). Именно в Евхаристии мы становимся подлинно единой семьей, являя друг другу и миру единство не только на словах, но и на деле. Именно в Святом Причастии мы становимся едиными с разными верующими-христианами, носителями различного богословия, практики, понимания глубин веры — но все-таки едиными детьми Единого Отца — членами одной духовной Семьи.
Георг Виратс
руководитель The Christian Heritage League, Грузия
Вопрос единства христиан — это вопрос физического здоровья Церкви. Единство в Св. Евхаристии позволило бы Церкви более полноценно быть самой собой, включить в себя все свои части, без отсечений и разделений, без отторжения и неприятия. Нынешнее положение дел не может не печалить — единоверные братья и сестры пребывают в разделении вопреки тому, что Бог, которому они поклоняются и одинаково любят, един для всех разделившихся частей.
Межконфессиональная ситуация в Грузии оставляет желать много лучшего. В Грузии представлена большая палитра религиозных конфессий и ответвлений, но доминирующую роль играет Грузинская Православная Церковь, которая подавляет свободу исповедания других конфессий. Даже такие традиционные христианские исповедания, как Католическая Церковь или Армянская Апостольская Церковь испытывают огромные сложности в своей деятельности, не говоря уже о сложностях протестантских деноминаций. Практически невозможно получить разрешение на строительство необходимых верующим храмов, более десятка храмов Католической и Армянской Церквей вопреки положениям юридического права удерживаются Православной Церковью, и священники КЦ или ААЦ не допускаются для служения в них. Есть трудности со ввозом в страну христианской литературы, даже есть случаи конфискации изданий Библии грузинскими таможенниками, в частности, на армянском языке. О представленности религиозных меньшинств в масс-медиа говорить не приходится — разве что в печати периодически появляются материалы, исполненные ненависти к представителям других конфессий. Наименьшие сложности испытывают иудейское и мусульманское сообщества, к ним у Грузинской Православной Церкви меньше всего претензий.
Возможно ли единство? Да, возможно. Все мы будем равны пред Божьим судом, и в этом все мы едины уже сейчас. Литургические и иные традиции должны обогащать нашу повседневную культуру, расширять границы нашего восприятия знакомых, казалось бы, вопросов и предметов. Христианская Церковь призвана к единству Христом — и именно это должно явиться ключевым фактором в движении навстречу друг другу. Если христианам удастся найти в себе любовь по отношению к своим братьям иного исповедания, то это станет прочным фундаментом для дальнейшего укрепления единства Церкви.
Священник Анри Мартен
Варшава
Однажды я побывал на экуменической встрече, приуроченной к ежегодной Неделе Христианского Единства (18–25 января). Такие встречи проводит община «Шмен нёф» («Chemin neuf» — «Новый путь»), одна из харизматических общин, возникших во Франции в 70-е годы прошлого века. Харизма этой общины — служение единству, в семьях и в Церкви. У них обширный дом в местечке Весёла под Варшавой, и там они проводят и такие встречи, как вчера, и духовные занятия для семей — съезжается до сотни человек, с детьми, их размещают и опекают, и духовно, и физически, на срок от уик-энда до недели напролет: впечатляющая работа!
Если заинтересовало, наберите в Гугле, посмотрите, есть материалы на английском, на польском, на французском… На русском, к сожалению, пока нет.
К началу встречи я никак не успевал, у меня была служба в 6 вечера, а встреча начиналась в семь, и я попал на середину выступления реформатского пастора. Говорил он красноречиво и остроумно, однако дважды повторил, что единство должен обеспечить Сам Бог, поскольку людям это не под силу.
Я это уже слышал много раз, в частности, от наших православных братьев, и это утверждение мне категорически не нравится.
По моему, это очередная (и недобросовестная) попытка переложить на плечи Божии то, что поручено нашей с вами ответственности и любви. Получается, что раз единства нет, а обеспечить его должен был Сам Бог, то Бог и виноват, а мы тут не при чем.
Между тем, Бог совсем не виноват. И то, что людям и вправду не под силу, Он давно уже выполнил Сам. Он дал нам Самого Себя в Своем Единородном Сыне, Который дал нам свет Откровения, Который дал нам Свое Тело и Кровь, на Кресте и в Евхаристии. Он дал нам Духа Своего Святого, Который просвещает наш разум, укрепляет наше сердце. Мы — Тело Христово, мы — Церковь, если веруем во Христа. Чего еще мы ждем, чего еще нам не хватает для единства?!
Источник: Baznica.Info