Проблема сохранения (а в последствии и восстановления) единства христианского мира всегда волновала римскую епископскую кафедру. Известно, что Рим был «третейским судьей» в эпоху проведения Вселенских соборов (проходивших в восточной части империи и рассматривавших ереси, возникшие там же).
После разделения христианства Рим не оставлял попыток восстановить утраченное единство христианской экумены. Не всегда методы были удачными с современной точки зрения, но они отражали экклезиологические представления того времени, когда они возникли.
Показательно, что Второй Ватиканский собор обратился к проблеме экуменизма. Это подчеркивает то значение, которое придает вопросу единства Церквей Католическая Церковь. Декрет II Ватиканского Собора об экуменизме Unitatis redintegratio внес принципиальное изменение в католическое понимание единства, отходя от традиционной установки на конвертизм и высказываясь за партнерский диалог. В результате это привело к изменению отношения к экуменическому движению вообще. В этом документе католическая Церковь явила себя как организм, действующий под воздействием святого Духа и способный преодолевать собственную ограниченность.
Какова межконфессиональная ситуация в Украине?
В Украине христианство представлено множеством церквей и деноминаций. Не существует «монополии» на веру какой-то одной православной Церкви. Католичество имеет в Украине «особо привлекательный вид» (Иоанн Павел II), поскольку это единственная страна в Европе (и, возможно, в мире) где существуют две католические поместные Церкви (латинская и византийская), оформленные в собственные самостоятельные структуры (Конференция латинских епископов Украины и Синод епископов Украинской Греко-Католической Церкви). В Украине большое количество евангельских Церквей, имеющих давнюю и историю в Украине и возникшие здесь совсем недавно.
Каждый регион Украины имеет свою специфику. И в разных регионах доминируют разные Церкви: если на Западе Украины это УГКЦ, то на Юге и Востоке страны Украинская Православная Церковь в единстве с Московским Патриархатом. Как правило, доминирующая Церковь чувствует себя комфортно и не испытывает особой нужды в экуменических контактах на той территории, где она доминирует. Но там, где она в меньшинстве, она уже ищет контактов с другими религиозными организациями. Поэтому, к примеру, взгляд на экуменизм рядового духовенства, работающего в разных регионах Украины может существенно различаться даже в рамках одной Церкви. Это порождает даже некоторое напряжение по этому вопросу внутри Церквей.
На карте Украины существует несколько мест (к примеру, Одесса, Запорожье, Харьков, Киев), где сложилась уже добрая традиция совместных молитв и инициатив христиан разных деноминаций. Это еще несмелые ростки, за которыми, уверен, будущее христианства в Украине.
Возможно ли единство при таких огромных богословских, литургических и культурных различиях между христианами?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что мы понимаем под христианским единством? Если унификацию структуры и обрядовых проявлений церковной жизни, то, конечно, такое единство невозможно. Но если мы осознаем свое единство как родство людей, укорененных в Иисусе Христе, принявших крещение во имя Пресвятой Троицы, в своей жизни старающихся быть учениками Христа, то в принципе такое единство возможно. Я называю это «богословием узнавания», когда в жизни другой христианской общины я распознаю те же стремления к святости жизни и послушания Богу, которые (по-другому, иногда кардинально по-другому) практикует и моя Церковь. Если мы будем искать это глубинноt единство в нашей основе, пра-единство, к которому причастны все христиане, то мы сумеем прийти к желанному единству (и, возможно, к общению в таинствах), сохраняя свое культурное, догматическое, литургическое и организационное своеобразие.
Александ Доброер. Руководитель Европейского института социальных коммуникаций