1997 (окончательная редакция)
Преамбула
1. Учение об оправдании занимало центральное место в лютеранской реформации шестнадцатого века. Его считали «первой и главной статьей» [1] и, в тоже время, «правилом и судьей всем другим христианским учениям» [2]. Учение об оправдании настойчиво провозглашалось и защищалось именно как реформационное учение с присущей ему специфической оценкой в противостоянии римо-католической церкви и богословию того времени, которое, в свою очередь, провозглашало и защищало учение об оправдании иного характера. С точки зрения реформации учение об оправдании являлось ключевым для всех споров. Доктринальные осуждения были внесены как в лютеранские вероисповедные документы [3], так и в решения Тридентского собора римо-католической церкви. Эти осуждения и сегодня в силе до сих пор производя разделение церкви.
2. В лютеранской традиции учение об оправдании до сих пор сохранило свой особый статус. Исходя из этого вопрос об оправдании с самого начала занял важное место в официальном лютеранско-католическом диалоге.
3. Особое внимание следует уделить следующим докладам: «Евангелие и Церковь» (1972) [4] и «Церковь и оправдание» (1994) [5] совместной лютеранско-католической комиссии, «Оправдание верой» (1983) [6] – результаты лютеранско-католического диалога в США и «Проклятия реформационной эпохи – все еще разделяют?» (1986) [7] экуменической рабочей группы протестантских и католических богословов в Германии. Некоторые из этих докладов получили церковное признание. Важным примером такого признания является ответ на «Проклятия», данный на самом высоком церковном уровне в 1994 году Объединенной Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии совместно с другими церквями – членами Евангелической Церкви в Германии [8].
4. В ходе обсуждения учения об оправдании все доклады и ответы показали высокую степень согласия в подходах к проблеме и выводах. Итак, пришло время провести ревизию и подытожить результаты диалогов об оправдании, дабы наши церкви были коротко и ясно проинформированы об общих результатах диалога и, таким образом, смогли бы принять рамочные соглашения.
5. Настоящая Совместная Декларация составлена с целью: показать, что на основе проведенных подписавшимися лютеранскими церквями и римо-католической церковью диалогов [9] теперь возможно изложить совместное понимание нашего оправдания благодатью Божией через веру во Христа. Она не включает в себя все, чему учат церкви об оправдании; она только охватывает основные истины учения об оправдании и показывает, что остающаяся разница не может более служить основанием для проклятий.
6. Наша Декларация не является новым, независимым заявлением наряду с имеющимися докладами и документами, но заменяет их. Однако она, как это видно из Приложения, постоянно ссылается на них.
7. Как сами диалоги, так и Совместная Декларация основываются на убеждении, что в деле преодоления противоречий и доктринальных проклятий церкви не будут относиться к ним легкомысленно, равно как и не будут отрекаться от своего прошлого. Напротив, эта Декларация сформирована убеждением, что наши церкви с течением истории пришли к новым прозрениям. Произошедшие изменения не только сделали возможным, но и требуют от церквей пересмотра разъединяющих вопросов и проклятий в новом свете.
1. Библейское Послание об Оправдании
8. Вместе слушая Слово Божие в Писании мы пришли новому пониманию. Мы вместе слышим в Евангелии, что «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Эта благая весть разнообразно раскрывается в Священном Писании. В Ветхом Завете мы слышим слово Божие о человеческой греховности (Пс 50:3-7; Дан 9:5; Ек 8:9; Езр 9:6) и человеческом непослушании (Быт 3:1-19; Неем 9:16,26), равно как и о Божией «праведности» (Ис 46:13; 51:5-8; 56:1 [ср. 53:11]; Иер 9:24) и «суде» (Ек 12:14; Пс 9:6; 75:8-10).
9. В Новом Завете мы встречаем различные понимания «праведности» и «оправдания», как например у Матфея (5:10; 6:33; 21:32), у Иоанна (16:8-11), в Послании к Евреям (5:1-3; 10:37- 38), и в Послании Иакова (2:14-26) [10]. В Посланиях Павла дар спасения многообразно описан: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал 5:1-13; ср. Рим 6:7), «примиритесь с Богом» (2Кор 5:18-21; ср. Рим 5:11), «мир с Богом» (Рим 5:1), «новая тварь» (2Кор 5:17), «живые для Бога во Христе Иисусе» (ср. Рим 6:11,23) или «освященные во Христе Иисусе» (1Кор 1:2; 1:31; 2Кор 1:1). Главным среди этих утверждений является «оправдание» грешника по благодати Божией через веру (Рим 3:23-25), которое стало чрезвычайно популярно в эпоху Реформации.
10. Павел доносит благую весть как силу Божию, спасающую попавшего во власть греха человека; как послание, провозглашающее, что «в нем открывается правда Божия от веры в веру» (Рим 1:16-17) и которое дарует «оправдание» (Рим 3:21-31). Он провозглашает Христа «нашей праведностью» (1Кор 1:30), относя к воскресшему Господу то, что Иеремия открыл о Боге (Иер 23:6). В смерти и воскресении Христа укоренены все направления совершаемой Богом работы спасения, ибо Он есть наш Господь, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4:25). Все люди нуждаются в Божией праведности, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23; ср. Рим 1:18-3:22; 11:32; Гал 3:22). В послании к Галатам (3:6) и Римлянам (4:3-9), Павел понимает веру Авраама (Быт 15:6), как веру в Бога, оправдывающего грешника и приводит ветхозаветное свидетельство для укрепления благой вести о том, что эта праведность засчитывается всем, кто как Авраам доверяет Божиему обетованию. «А праведный верою жив будет» (Авв 2:4; ср. Гал 3:11; Рим 1:17). В посланиях Павла Божия праведность есть также и сила для тех, кто имеет веру (Рим 1:17; 2Кор 5:21). Во Христе свершается оправдание (2Кор 5:21). Оно становится нашим через Христа Иисуса «которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру» (Рим 3:25; см. 3:21-28). «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел» (Еф 2:8-9).
11. Оправдание – это прощение грехов (ср. Рим 3:23-25; Деян 13:39; Лк 18:14), освобождение от порабощающей власти греха и смерти (Рим 5:12-21) и от клятвы закона (Гал 3:10-14). Это принятие в общение с Богом: уже совершающееся сейчас, но достигающее своей полноты в царстве Божием (Рим 5:1-2). Оно соединяет с Христом, с Его смертью и воскресением (Рим 6:5). Оно происходит в принятии Святого Духа в крещении и воссоединении с Телом Христовым (Рим 8:1-2, 9-11; 1Кор 12:12-13). Все это от одного только Бога, ради Христа, по благодати, через веру в благовестие Сына Божиего (Рим 1:1-3).
12. Оправданные живут верою, возникающей от слов Христа (Рим 10:17) и действующей любовью (Гал 5:6), которая есть плод Духа (Гал 5:22). Но так как уже оправданный человек подвергается атакам различных сил и желаний (Рим 8:35-39; Гал 5:16-21) и впадает в грех (1 Ин 1:8,10), то он должен снова и снова слышать божественное обетование, исповедовать грехи (1 Ин 1:9), причащаться тела и крови Христовых, увещеваться жить праведно в соответствии с волей Бога. Вот почему Апостол говорит оправданным: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:12-13). Однако благая весть остается в силе: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим 8:1), и в ком живет Христос (Гал 2:20). Христовою «правдою… всем человекам оправдание к жизни» (Рим 5:18).
2. Учение об оправдании как экуменическая проблема
13. Противоположные толкования библейской вести об оправдании послужили в шестнадцатом столетии основной причиной разделения западной церкви и привели к доктринальным проклятиям. Совместное понимание оправдания является, таким образом, основным и необходимым для преодоления разделения. Благодаря недавним достижениям в библеистике и отталкиваясь от современных исследований истории богословия и догмы, экуменический диалог эпохи после II-го Ватиканского Собора привел к заметному сближению позиций, по вопросу об оправдании, что позволило сформулировать настоящую декларацию, выражающую консенсус по основным истинам учения об оправдании. В свете этого консенсуса соответствующие доктринальные проклятия шестнадцатого века не применимы к сегодняшним участникам диалога.
3. Общее понимание оправдания
14. Лютеранские церкви совместно с римо-католической церковью вместе вслушивались в благую весть, провозглашаемую в Священном Писании. Это совместное слушание и богословский диалог последних лет привели нас к общему пониманию оправдания. Оно включает в себя консенсус по основным истинам; различные объяснения отдельных положений с ним совместимы.
15. В вере мы вместе считаем, что оправдание есть дело триединого Бога. Отец послал Сына в мир спасти грешников. Основания оправдания состоят в воплощении, смерти и воскресении Христа. Таким образом оправдание означает, что сам Христос и есть наша праведность, в которой мы имеем часть через Духа Святого по воле Отца. Вместе мы исповедуем: только по благодати, по вере в дело искупления Христа, а не по какой-либо нашей заслуге, мы приняты Богом и получаем Духа Святого, Который обновляет наши сердца, вооружая и призывая нас на добрые дела [11].
16. Все люди призваны Богом к спасению во Христе. Мы оправдываемся только через Христа, когда получаем спасение в вере. Вера есть дар Бога через Духа Святого, действующая посредством слова и таинств в общине верующих, ведущая их к обновлению жизни, совершенство которой будет достигнуто Богом в вечности.
17. Мы также разделяем убеждение, что весть об оправдании особым образом направляет нас к центру новозаветного свидетельства об искупительном действии Бога во Христе: она говорит нам, что поскольку мы грешники, то наша новая жизнь возможна исключительно благодаря прощающей и обновляющей благодати, которой Бог одаривает нас и которую мы принимаем в вере, и не можем заслужить ее никоим образом.
18. Таким образом учение об оправдании, принимающее и разъясняющее эту весть, не является только одной из частей христианского вероучения. Оно существенно связанно со всеми истинами веры, которые следует рассматривать внутренне связанными друг с другом. Это необходимый критерий, который постоянно направляет ко Христу учения и деятельность наших церквей. Когда лютеране подчеркивают уникальную важность этого критерия, они не отрицают взаимоотношения и значение других истин веры. Когда католики находят себя ограниченными несколькими критериями, они не отрицают особой роли вести об оправдании. Лютеране и католики вместе стремятся исповедовать Христа, Которому следует доверять превыше всего, как единственному Посреднику (1Тим 2:5-6), через Которого Бог в Духе Святом являет Себя и изливает Свои дары обновления [см. Источники, часть 3].
4. Подробное изложение общего понимание оправдания
4.1 Человеческое бессилие и грех в отношении к оправданию
19. Мы исповедуем вместе, что все люди в своем спасении полностью зависят от спасающей благодати Бога. Имеющаяся у людей свобода по отношению друг к другу и вещам мира сего не является свободой по отношению к спасению, поскольку перед Божиим Судом все грешники и никто не в состоянии обратиться за спасением к Богу сам по себе или заработать себе оправдание перед Богом или достичь спасения самому. Поскольку католики и лютеране исповедывают это вместе, то верно следующее:
20. когда католики говорят о «сотрудничестве» в подготовлении и принятии оправдания посредством согласия на оправдание Богом, они рассматривают это личное согласие как производимое благодатью, а не как действие, происходящее из врожденных способностей человека.
21. В соответствии с учением лютеран, люди не в состоянии сотрудничать с Богом в деле своего спасения, поскольку будучи грешниками они активно противостоят Богу и Его спасающему действию. Лютеране не отрицают того, что человек может отклонить работу благодати. Когда они подчеркивают, что человек может только получать (чисто пассивно) оправдание, они хотят таким образом исключить всякую возможность внести свой личный вклад в оправдание, но не отрицают полную вовлеченность в это верующего посредством своей веры, произведенной в нем Словом Божиим.
4.2 Оправдание, как прощение грехов и обретение праведности
22. Мы исповедуем вместе, что Бог по своей благодати прощает грехи и в тоже время освобождает людей от порабощающей власти греха наделяя даром новой жизни во Христе. Если люди верой приходят ко Христу, то Бог больше не вменяет им грех и через Духа Святого производит в них деятельную любовь. Эти две стороны благодатного действия Бога не должны разъединяться, ибо люди верою соединены со Христом, Который и есть наша праведность (1Кор 1:30): прощение грехов и спасающее присутствие Бога. Поскольку католики и лютеране исповедывают это вместе, то верно следующее:
23. Когда лютеране делают ударение на том, что праведность Христа есть наша праведность, их желание прежде всего состоит в том, чтобы настоять на гарантированности оправдания грешника перед Богом во Христе через объявление прощения и на возможности обновления жизни только через соединение со Христом. Когда они подчеркивают, что Божия благодать есть прощающая любовь («благоволение Божие» [12]), то они не отрицают обновление христианской жизни. Скорее они желают выразить этим, что оправдание остается свободно от человеческой кооперации и не зависит от результатов обновленной жизни, производимой в человеке благодатью.
24. Когда католики делают ударение на обновлении внутреннего человека через принятие благодати, даруемой верующему [13], они только желают подчеркнуть, что прощающая благодать Бога всегда приносит с собой дар новой жизни, который посредством Духа Святого начинает проявлять себя в деятельной любви. Таким образом они не отрицают независимость оправдывающего дара Божией благодати от человеческого сотрудничества. [См. Источники, часть 4.2]
4.3 Оправдание верой и по благодати
25. Мы исповедуем вместе, что грешники оправдываются верою в спасение, осуществленное Богом во Христе. Действием Святого Духа в крещении им гарантирован дар спасения, который кладет основание всей христианской жизни. Они возлагают свое упование на милостивое обещание Бога оправдывающей верою, которая включает в себя надежду на Бога и любовь к Нему. Эта вера действует в любви и поэтому христианин не может и не должен оставаться без дел. Что бы в оправданном человеке не предшествовало свободному дару веры или не следовало после него, оно не является основанием для оправдания и не заслуживает его.
26. В соответствии с лютеранским пониманием, Бог оправдывает грешников только по вере (sola fide). Верою они возлагают свое упование целиком и полностью на своего Творца и Спасителя и, таким образом, живут в общении с Ним. Сам Бог производит эту веру, принося ее Своим созидающим Словом. Поскольку Бог творит новое, то это затрагивает все измерения человека и приводит к жизни в надежде и любви. В учении об «оправдании только верою», проводится различие (но не разделение) между оправданием как таковым и обновлением жизни, происходящем от оправдания и без которого вера не существует. Таким образом обозначено основание, откуда происходит обновление жизни: оно происходит от любви Бога, даруемой человеку в оправдании. Оправдание и обновление соединены во Христе, который обнаруживается в вере.
27. Также и католическое понимание усматривает в качестве фундамента спасения веру. Ибо без веры нет места никакому оправданию. В крещении люди оправдываются как слушатели Слова и верующие Ему. Оправдание грешников есть прощение им грехов и превращение их в праведников посредством оправдывающей благодати, что делает нас детьми Божиими. В оправдании праведники получают от Христа веру, надежду и любовь и, таким образом, принимаются в общение с Ним [14]. Эти новые личные отношения с Богом полностью основываются на благости Бога и всегда остаются полностью зависимыми от спасающей и созидающей работы милостивого Бога, Который остается верен Себе, так что на Него можно положиться. Эта оправдывающая благодать никогда не становится собственностью человека, к которой можно было бы обращаться минуя Бога. Поскольку католическое учение делает ударение на обновлении жизни оправдывающей благодатью, все же это обновление в вере, надежде и любви всегда зависит от неисследимой милости Божией и не добавляет ничего к оправданию, которым можно было бы похвалиться перед Богом (Рим 3:27). [См. Источники, раздел 4.3]
4.4 Оправданный грешник
28. Мы вместе исповедуем, что в крещении Святой Дух соединяет человека с Богом, оправдывает и действительно обновляет человека. Но оправданный человек все же должен всю свою жизнь постоянно полагаться на безусловно оправдывающую благодать Бога. Он предан власти беспрестанно атакующего греха (см. Рим 6:12-14) и не освобожден от пожизненной борьбы с противящимися Богу греховными эгоистическими похотями ветхого Адама (см. Гал 5:16; Рим 7:7-10). Оправданный, он должен ежедневно испрашивать у Бога прощение, как указывается на это в молитве Господней (Мф 6:12; 1 Ин 1:9), он постоянно призван к обращению и искуплению и ему вновь и вновь гарантируется прощение.
29. Лютеране понимают это состояние христианина, как «праведника и грешника одновременно». Верующие полностью праведны, поскольку Бог прощает им их грехи через Слово и Таинства и гарантирует им праведность Христа, принимаемую верой. Во Христе грешники оправданы перед Богом. Однако взирая на себя сквозь закон они признают, что остаются полностью греховными. Грех все еще живет в них (1 Ин 1:8; Рим 7:17,20), ибо они постоянно обращаются к ложным богам и не любят всецело Бога, как того требует их Творец (Втор 6:5; Мф 22:36-40). Это противостояние Богу также есть грех. И все же порабощающая власть греха сокрушена заслугой Христовой. Не грех «правит» христианином, но Сам Христос, с Которым он связан верой. Так христиане уже в этой жизни могут вести отчасти праведную жизнь. Несмотря на грех христианин более не отстранен от Бога, ибо в ежедневном возвращении в крещение человек, родившийся заново в крещении и Святом Духе, получает прощение грехов. Итак, этот грех не приносит более проклятия и вечной смерти [15]. Когда лютеране говорят, что оправданные являются также и грешниками, и что их сопротивление Богу есть грех, они не отрицают, что вопреки греху они не отделены от Бога и что этот грех покорен Христом. В этих утверждениях они согласны с римо-католиками, несмотря на разницу в понимании греха в оправданном человеке.
30. Католики считают, что благодать Иисуса Христа, даруемая в крещении, омывает от всего, что есть грех в собственном смысле этого слова и что достойно осуждения (Рим 8:1) [16]. Однако в человеке остается происходящая от греха склонность (похоть) ко греху. Поскольку, в соответствии с убеждениями католиков, человеческий грех всегда несет в себе личностный элемент, отсутствующий в этой склонности, католики не считают склонность ко греху грехом в собственном смысле. Таким образом они не отрицают, что эта наклонность не соответствует первоначальному замыслу Бога о человеке и что она восстает против Бога и враждует с Ним всю человеческую жизнь. Исполненные благодарности за избавление во Христе, католики подчеркивают, что эта наклонность не заслуживает наказания вечной смертью [17] и не отделяет оправданного человека от Бога. Но когда человек добровольно отделяет себя от Бога, то возвращение к исполнению заповедей не является достаточным, но он должен получить прощение и мир в таинстве примирения посредством слова прощения, даруемого ему по примиряющей с Богом заслуге Христовой.
4.5 Закон и Евангелие
31. Мы исповедуем вместе, что люди оправдываются верой в благовестие «независимо от дел закона» (Рим 3:28). Христос исполнил закон, Своей смертью и Своим воскресением преодолев закон явил путь к спасению. Кроме того мы исповедуем, что заповеди Божии сохраняют свое значение для оправданного человека и что Христос Своим учением и примером выразил Божию волю, которая является стандартом поведения также и для оправданного человека.
32. Лютеране утверждают, что отличие закона от евангелия и их правильное согласование является важным для понимания оправдания. В своем богословском использовании закон требует и обвиняет. Все люди, христиане в том числе, в силу своей греховности попадают под это обвинение, которое обнаруживает их греховность и по вере в благовестие они безоговорочно обращаются к благодати Божией во единственно спасающем их Христе.
33. Поскольку закон, как путь спасения был исполнен и преодолен благовестием, католики могут утверждать, что Христос не есть законодатель, подобно Моисею. Когда католики подчеркивают, что праведность ограничивается соблюдением заповедей Бога, они не отрицают, что через Иисуса Христа Бог милостиво обещал Своим детям благодать вечной жизни [18]. [См. Источники, раздел 4.5]
4.6 Уверенность в спасении
34. Мы вместе исповедуем, что верующий может положиться на милость и обетование Бога. Не смотря на слабость и многообразные опасности для веры, в силу смерти и воскресения Христа он может основываться на явленном обетовании милости Божией в Слове и Таинстве, и так быть уверенным в благодати.
35. Реформаторы особенно подчеркивали, что посреди искушений верующие должны обращать свой взгляд не на себя, но только на Христа и доверять только Ему. По вере в обетование Божие они обретают уверенность в спасении, а поиски основания в себе никогда не дают уверенности.
36. Католики могут разделять желание реформаторов основать веру на объективной реальности Христового обетования, обратиться от своего личного опыта к исключительному доверию прощающему слову Христа (ср. Мф 16:19; 18:18). Вместе со Вторым Ватиканским собором, католики утверждают: «верить – значит всецело доверить себя Богу [19], освобождающему нас от тьмы греха и смерти и пробуждающего нас к жизни вечной [20]«. В этом смысле никто не может верить в Бога и не доверять Его обетованиям. Никто не может сомневаться в милосердии Божием и заслуге Христа. Любой человек, однако, может сомневаться в своем спасении, взирая на свои слабости и недостатки. Однако признавая свои падения верующий все же может быть уверен, что Бог хочет его спасения. [См. Источники, раздел 4.6]
4.7 Добрые дела оправданного
37. Мы вместе исповедуем, что добрые дела – христианская жизнь в вере, надежде и любви – следуют за оправданием и есть его плодами. Если оправданные живут во Христе и действуют по полученной ими благодати, то используя библейскую терминологию можно утверждать, что они приносят добрый плод. А поскольку христиане сражаются с грехом всю свою жизнь, то это следствие оправдания также становится для них указанием, которое необходимо выполнять. Поэтому Иисус и апостольские авторы убеждают христиан приносить плод любви.
38. В соответствии с католическим пониманием добрые дела, возможные по благодати и работой Святого Духа, содействуют росту в благодати, так что праведность, происходящая от Бога, сохраняется и общение со Христом углубляется. Когда католики говорят о «похвальном» характере добрых дел, они хотят сказать, что в соответствии с библейским свидетельством за эти дела обещана награда на небе. Они стремятся подчеркнуть ответственность человека за свои дела, а не оспорить дарованность этих дел, в еще меньшей степени они хотят этим отрицать, что оправдание всегда остается незаслуженным даром благодати.
39. Концепция сохранения благодати и роста в благодати и вере также есть и у лютеран. Они подчеркивают, что праведность – как принятие Богом и участие в праведности Христовой – всегда совершенна. В тоже время они утверждают, что возможен рост последствий принятой благодати в христианской жизни. Когда они рассматривают добрые дела христиан как плоды и знаки оправдания, а не как собственные «заслуги», они все же понимают вечную жизнь в соответствии с Новым Заветом как незаслуженную «награду» в смысле исполнения Божиего обетования верующему. [См. Источники, раздел 4.7]
5. Значение и сфера действия достигнутого консенсуса.
40. Вышеизложенное в настоящей Декларации понимание учения об оправдании показывает существование консенсуса в основных истинах учения об оправдании между лютеранами и католиками. В свете этого консенсуса могут быть приняты остающиеся различия в языке, богословском оформлении и деталях понимания, освещенные в параграфах с 18-го по 39-й. Таким образом различия, возникающие у лютеран и католиков в процессе развития учения об оправдании, являются взаимно открытыми и не разрушают консенсуса относительно базовых истин.
41. Итак доктринальные проклятия 16-го века в той части, которая связана с учением об оправдании, представляются в новом свете. Учение лютеранских церквей, представленное в Декларации, не подпадает под действие проклятия Тридентского собора. Проклятия, содержащиеся в лютеранских вероисповедных документах, не применимы к представленному в Декларации учению римо- католической церкви.
42. Серьезность отношения к учению об оправдании нисколько не пострадала по сравнению с проклятиями. Некоторые из них были достаточно содержательны. Они остаются для нас охранительными предупреждениями, к которым мы должны обращаться в нашем учении и деятельности [21].
43. Наш консенсус в основных истинах учения об оправдании должен повлиять на жизнь и учения наших церквей. Именно здесь он должен оправдать себя. В этом направлении все еще остаются вопросы различной важности, которые нуждаются в дальнейшем разъяснении. Среди прочих это проблемы: отношение Слова Божиего и церковного учения, экклезиология, власть в церкви, служение, таинства, отношение между оправданием и социальной этикой. Мы убеждены, что достигнутый нами консенсус дает солидную базу для дальнейших разъяснений. Лютеранские церкви и римо- католическая церковь будут продолжать совместную борьбу за углубление общего понимание оправдания и его плоды в жизни и учении церквей.
44. Мы благодарим Господа за этот решительный шаг на пути преодоления церковного раскола. Мы просим Святого Духа вести нас и далее к видимому единству, которое есть желание Христа.
Перевод: Роман Дизер, 1999 http://luteranstvo.info
Перевод выполнен с немецкого оригинала, расположенного на сайте http://www.lutheranworld.org/